Прокуратура защищает права предпринимателей

Приказом Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокуроры ориентированы на принятие комплексных мер для обеспечения законности на данном направлении деятельности.

Результаты проведенных прокурорами проверок свидетельствует о том, что цели государственной политики по поддержке бизнеса нередко не достигаются вследствие различных административных барьеров, нарушений действующего законодательства. Реализация органами местного самоуправления полномочий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, осуществляется явно недостаточно.

Наибольшее число нарушений допускается органами местного самоуправления при реализации положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», предусматривающего основные виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовую, имущественную, информационную.

Не всеми органами местного самоуправления муниципальных образований разрабатываются программы финансовой поддержки субъектов предпринимательства, а действующие программы не предусматривают финансирование соответствующих мероприятий.

Прокурорами выявлялись многочисленные нарушения закона, выразившиеся в непринятии муниципальных программ, в которых определены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Нелидовским межрайонным прокурором в ходе проверки установлено, что долгосрочная целевая программа по поддержке и развитию субъектов предпринимательства в поселении на ближайшие годы не принята и не утверждена, что исключает возможность проведения мероприятий в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в течение ближайших лет. В суд предъявлены заявления к администрациям сельских поселений о понуждении разработать и принять муниципальную программу развития малого и среднего предпринимательства. Заявления судом удовлетворены. Аналогичные заявления предъявлены в суд Бологовским межрайонным прокурором, прокурором Бельского района.

Сведения о предоставлении того или иного вида поддержки должны вноситься в соответствующие реестры, порядок ведения и форма которых определены постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». К примеру, постановлением администрации Кесовогорского района принята муниципальная программа «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства Кесовогорского района» на 2014-2018 гг., однако, реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки не был создан и не велся, в связи с чем поддержка субъектов малого бизнеса за счёт бюджета района не осуществлялась. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Кесовогорского района в суд направлено заявление о возложении на администрацию муниципального образования обязанности создать реестр, обеспечить открытость и общедоступность сведений, содержащихся в нем, путем размещения на официальном сайте в сети Интернет. Заявление судом удовлетворено. Аналогичные нарушения выявлены в Кашинском, Лихославльском районах.

По результатам прокурорских проверок выявлялись нарушения требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В отдельных районах области отсутствуют, либо своевременно не приводятся в соответствие с законодательством административные регламенты оказания услуг, не обеспечивается должный уровень их доступности.

В частности, прокуратурой Старицкого района в ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с постановлением администрации района утвержден реестр муниципальных услуг муниципального образования.

В состав данного реестра включены такие муниципальные услуги, как:

– уменьшение арендной платы в связи с капитальным ремонтом;

– выдача разрешений на установку рекламных конструкций;

– предоставление в аренду и в собственность земельных участков;

– выдача разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и другие.

Однако администрацией района в нарушение требований закона административные регламенты предоставления вышеуказанных муниципальных услуг не были разработаны и приняты, что привело к нарушению интересов субъектов предпринимательской деятельности в части открытости административных процедур, выдачи соответствующих разрешений и предоставления муниципальных услуг. Прокуратурой района по результатам проверки в суд направлены заявления о понуждении администрации района разработать и принять административные регламенты о предоставлении вышеуказанных муниципальных услуг, которые судом удовлетворены.

При осуществлении прокурорского надзора выявлялись факты несоблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности, выразившиеся в отсутствии надлежащего уровня доступности в предоставлении муниципальных услуг органами местного самоуправления, в том числе в электронном виде.

В судебном порядке по заявлению прокуратуры Молоковского района признано незаконным бездействие органов местного самоуправления района по неразмещению перечня муниципальных услуг, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения, в сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг и возложении обязанности разместить указанный перечень муниципальных услуг.

Одним из видов полномочий органов власти является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.

Действующая редакция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в ст. 10 определяет основную обязанность органов местного самоуправления в данном вопросе – разработку и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о серьезных нарушениях при реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий. Допускаются факты неразмещения схемы и вносимых в нее изменений в сети «Интернет», непринятие мер к ее утверждению в течение длительного периода времени, что способствует созданию искусственных условий по предъявлению к владельцам нестационарных объектов торговли требований по их демонтажу.

В связи с неисполнением законодательства, регулирующего создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли прокуратурой Рамешковского района в суд направлены заявления к администрациям поселений о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке и неутверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории поселения, понуждении разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов.

Как показала проверка, администрациями указанных муниципальных образований в нарушение Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждённого постановлением администрации Тверской области от 28.09.2010 № 458-па, схема размещения нестационарных торговых объектов не разрабатывалась и не утверждалась, правовой акт по указанному вопросу не принимался. Заявления прокурора судом удовлетворены.

Кашинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлено отсутствие в муниципальном образовании г. Кашин, в нарушение действующего законодательства, утвержденной и опубликованной в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций, что нарушало прав и законные интересы предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района.

Прокуратура обратилась в суд с заявлением о понуждении администрации разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории района, которое удовлетворено.

В 2015 г. прокурорами в суд направлено 56 заявлений в сфере защиты прав предпринимателей, которые судом удовлетворены.

Работа на данном направлении прокурорской деятельности будет продолжена.

(Visited 49 times, 1 visits today)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий